«Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии»

27 апреля 2009

«Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии», под таким названием 24 апреля 2009 года в Государственном музее Востока открылась выставка, на которой побывали представители Современного музея каллиграфии.

На экспозиции представлен один из видов арабской каллиграфии, — шамаили, которые являются неотъемлемой частью традиционной культуры Поволжья.

Пресс-конференцию открыл Генеральный директор музея востока, профессор Александр Седов. В частности, он сказал, что новая экспозиция, на которой представлено около 70 работ, это не только радующие глаз хитросплетения арабской вязи, но и самобытная форма изобразительного искусства, которая получила развитие среди поволжских татар во второй половине XIX века. В экспозицию включены произведения из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, работы, находящиеся в собственности авторов, а также коллекции Фонда Марджани.

Image Image

По словам члена Союза Художников Республики Татарстан и России, кандидата искусствоведения Рустема Шамсутова: «Шамаиль часто сравнивают как с иконой, так и с народным лубком. Его изобразительный язык, символичный по своей сути, очень разнообразен. Тексты из Корана, нравоучения и богатая символика народного Ислама, вплетенные в орнаментальные композиции; виды святых мест паломничества, — все это составляет содержание шамаиля. Он часто развешивался над дверью, тем самым постоянно напоминая о красоте божественного промысла. В традиционном татарском доме шамаиль занимал место картин, но в отличие от станковой живописи не столько украшал внутреннее пространство жилища, сколько освящал и оберегал его».

Image

После пресс-конференции был организован пресс-показ экспозиции, где в роли гида выступил Рустем Шамсутов.

На выставке представлены старинные шамаили, выполненные на оборотной стороне стекла, печатные шамаили, получившие распространение в Казани на рубеже XIX – XX вв., а также работы профессиональных художников, обратившихся к этому традиционному искусству в наши дни. Ядро экспозиции составляют печатные шамаили, содержание и внешний вид которых дают представление об эстетических, духовных и интеллектуальных запросах мусульман России начала XX века.

Image

Image

Современные художники каждый по-своему интерпретируют тему каллиграфии. Одни обращаются к старинному шамаилю, выполненному на стекле, другие находят образцы для подражания в арабской и персидской рукописной традиции.

Image

Image

Среди работ современных мастеров представлены сююмбике члена Национального союза каллиграфов, участника проекта «Международная выставка каллиграфии» Наджипа Наккаша (Назипа Исмагилова).

Image

Шамаиль Наджипа Наккаша

Многие живописцы создают абстрактные композиции, в которых современными изобразительными средствами развивают тему сакральности божественного письма. Таким мастером оказался художник-график из Уфы Салават Гилязетдинов. За серию своих работ, выполненных в технике ручного литья бумаги, художник награжден дипломом Международного Уральского триенале печатной графики. В будущем, самобытные, оригинальные работы могут украсить выставку «Тайна знака», которую организует Современный музей каллиграфии в октябре этого года.

Кроме этого, представители Современного музея каллиграфии договорились о сотрудничестве с директором Института языка, литературы искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана Кимом Миннуллиным, руководителем научных программ Фонда Марджани Игорем Алексеевым и доктором искусствоведения НИИ Российской Академии Художеств Татьяной Стародуб.

Источник: Современный музей каллиграфии