15 июля в Современном музее каллиграфии состоялась встреча с уникальной художницей из Голландии Марианной Ван дер Хорст, являющейся ученицей выдающегося тибетского художника Гега Ламы и работающей в жанре тханка.
Искусство тханка представляет собой традиционную культовую живопись, изображающую Будду Шакьямуни, персонажей буддийского пантеона, житийные циклы. Процесс создания буддийских икон строго регламентирован определёнными канонами, поскольку все изобразительные средства тханка — композиция, форма, цвет — являются средствами выражения идеи самого буддизма. Процесс создания тханка очень длителен, сложен и требует большой духовной концентрации — и поэтому являет собой своеобразную медитативную практику. На заключительном этапе рисования тханка на её оборотной стороне делаются особые надписи на тибетском языке — мантры-заклинания.
Марианна рассказала об особенностях письменности Тибета, являющейся не просто набором графических символов, а отражением тибетского мировосприятия. Фраза на тибетском, помимо своего прямого значения, имеет сакральный подтекст. Голландская художница дала небольшой мастер-класс, чуть приоткрыв завесу таинственности над символами тибетского письма. А поскольку в ближайшее время коллекция музея пополнится работой тибетского каллиграфа Таши Мэннокса, знания, полученные в результате этого мастер-класса, обязательно войдут в экскурсионную лекцию для посетителей музея.
Марианна Ван дер Хорст, за плечами которой почти двадцатилетний опыт преподавания искусства создания тханка, говорит, что для рисования тханки не обязательно быть профессиональным художником. «Главное — иметь желание научиться и верить в свои силы». Это утверждение в полной мере справедливо и применимо к искусству каллиграфии, также требующему сосредоточения, концентрации и определённой силы духа.
|